Нарушение функции слуха у детей, особенно в доречевом периоде, приводит к нарушению развития. В первую очередь страдает речь: ребенок (в отличие от взрослого) не слышит глухие, шипящие, свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки. Во вторую – нарушается естественный процесс изучения окружающего мира, и малыш начинает отставать в общем развитии.

Более 40 % патологий слуха обратимы при ранней диагностике, коррекции и реабилитации.

Своевременная коррекция техническими средствами – при помощи систем кохлеарной имплантации или слуховых аппаратов – возвращает ребенку физический слух. Но для того, чтобы этот слух стал «работающим», сформировалось естественное слухоречевое поведение, ребенок нуждается в помощи специалистов: врачей сурдологов-оториноларингологов, аудиологов, сурдопедагогов, логопедов.

Это – комплексный подход в сопровождении ребенка с нарушением слуха.

10 % – компенсация потери слуха с помощью технических средств.
90 % – комплексная слухоречевая реабилитация.

Основные принципы комплексной реабилитации:

  • использование всех доступных мер;
  • индивидуальная программа;
  • этапность;
  • вариативность;
  • систематичность;
  • взаимосвязь между всеми специалистами на всех этапах;
  • социальная направленность.

Только комплексный подход позволяет составить для каждого ребенка индивидуальную и эффективную программу реабилитации и развития слуха и речи. Именно так работают наши центры.

С 2019 года комплексное сопровождение можно получить бесплатно за счет средств фонда ОМС в Центре реабилитации слуха и речи сети медицинских центров МастерСлухТМ в городах Ростов-на-Дону, Курган, Ставрополь, Калининград.

Кому нужна слухоречевая реабилитация?

В первую очередь это:

  • Дети с потерями слуха (сенсоневральной тугоухостью и врожденной глухотой).
  • Дети с комплексными нарушениями развития.
  • Пациенты с тяжелыми потерями слуха (компенсированные слуховыми аппаратами).
  • Взрослые после кохлеарной имплантации.

Слухоречевая реабилитация показана взрослым пациентам для сохранения разборчивости речи. Иначе отделы мозга, отвечающие за понимание того, что именно слышит человек, «забывают», как это делать. Это относится к тем, чей слух компенсирован при помощи слуховых аппаратов или кохлеарных имплантатов в зрелом возрасте. Реабилитация – это не только занятия по развитию речи с педагогом, но и настроечные сессии, помогающие подобрать оптимальный режим работы слухового аппарата.

Как происходит слухоречевая реабилитация в центрах МастерСлухТМ?

Цель курса: создать условия для перехода ребенка на путь естественного развития слуха и появления спонтанной речи. После чего ему необходимо начать посещение массовой школы или детского сада. Поступить в вуз.

Для проведения курса ребенок оформляется в дневной стационар. В первый день госпитализации пациент проходит осмотр врачей и педагогическую диагностику. На основании диагностических данных медико-педагогический консилиум составляет индивидуальный маршрут реабилитации пациента, который реализуется в течение 10 рабочих дней.

В конце курса реабилитации снова созывается консилиум, который оценивает динамику развития, составляет программу самостоятельных занятий и дает рекомендации, как продолжать обучение дома.

Слухоречевая реабилитация не ограничивается занятиями с сурдопедагогом, врачом-сурдологом и другими врачами, она также требует от пациента систематического выполнения «домашней работы».

Длительность курса: 10 рабочих дней.

Условия: дневной стационар.

Продолжительность: не менее 2 раз в год.

Что входит в программу реабилитации?

1 блок «Медицинские услуги»

  • Диагностика
  • Лечение
  • Контроль заболевания

2 блок «Инструментальные методы исследования»

  • Субъективные методы диагностики слуха
  • Объективные методы диагностики слуха

3 блок «Технические методы реабилитации»

  • Настройка
  • Замена
  • Сервис ТСР слуха

4 блок «Психолого-педагогические услуги»

(немедикаментозные методы реабилитации)

  • Логопедическая коррекция
  • Пополнение словарного запаса
  • Развитие понятийного аппарата

Отдельным пунктом можно выделить помощь родителям детей, проходящих курс реабилитации слуха и речи. Мы отвечаем на распространенные вопросы, даем методические указания, рассказываем, как сформировать адекватные ожидания и чем измерять прогресс в развитии ребенка.

Индивидуальный маршрут реабилитации (ИМР) составляется для каждого пациента.

Перечень документов для госпитализации в дневной стационар на реабилитацию с КИ и СА